Никогда не переставай улыбаться, даже когда тебе грустно, кто-то может влюбиться в твою улыбку. (с) Габриэль Гарсиа Маркес
Взялась перечитывать и читать новое у наших родных классических авторов.
Начала с Гоголя, с самого простого - с "Шинели". И внезапно увидела там то, чего нам никогда не рассказывали на уроках литературы.
Мне стало как-то больно даже, что по сути наши учебники тоже сильно попали под политизацию и идеологизацию Советского Союза. От 20 века мне почти физически больно. Никогда не любила этот период истории нашей страны.
По сути нам диктовали - не смотри туда, смотри сюда, а про остальное забудь. Думай так, как мы хотим, чтобы ты думал и не смей отклоняться от курса.
А кто у нас преподавал-то? Да-да, они самые - выходцы и воспитанники родом из СССР.
Какой маленький человек? Люди, очнитесь! Если принять во внимание высокое духовно-нравственное развитие людей того времени, то можно найти потрясающее в привычных нам историях. Раньше не обращала внимание на очевидное, глядела в сторону маленького человека как и все. А тут очень кроткий и смиренный человек, который умеет любить всё, что ему дано, и не думает даже просить большего. Я готовлю свой разбор этого рассказа и других тоже. Не знаю, буду ли выкладывать здесь. Скорее всего нет.
Начала с Гоголя, с самого простого - с "Шинели". И внезапно увидела там то, чего нам никогда не рассказывали на уроках литературы.
Мне стало как-то больно даже, что по сути наши учебники тоже сильно попали под политизацию и идеологизацию Советского Союза. От 20 века мне почти физически больно. Никогда не любила этот период истории нашей страны.
По сути нам диктовали - не смотри туда, смотри сюда, а про остальное забудь. Думай так, как мы хотим, чтобы ты думал и не смей отклоняться от курса.
А кто у нас преподавал-то? Да-да, они самые - выходцы и воспитанники родом из СССР.
Какой маленький человек? Люди, очнитесь! Если принять во внимание высокое духовно-нравственное развитие людей того времени, то можно найти потрясающее в привычных нам историях. Раньше не обращала внимание на очевидное, глядела в сторону маленького человека как и все. А тут очень кроткий и смиренный человек, который умеет любить всё, что ему дано, и не думает даже просить большего. Я готовлю свой разбор этого рассказа и других тоже. Не знаю, буду ли выкладывать здесь. Скорее всего нет.
Под катом много текста
И учебники разные есть, а не один на всю страну, с советскими я тоже работала, они вполне приличны по количеству и качеству материала, лучше современных точно.
читать дальше
Спасибо за твой комментарий! Мои ПЧ поредели и мало кто остался на дайрях, отвыкла от комментариев х) Да и мало кто вступил бы тут со мной в диалог...
На самом деле, я рада, что ты со мной не согласна, для меня это повод остановиться и подумать ещё над поднятым вопросом. Решая противоречия, мы движемся вперёд, верно?)
Прости, у меня здесь пост вышел вскользь и нераскрытым, не думала, что кто-то захочет подискутировать.
Прежде всего отмечу, что это "отражение" повести, подмеченное мною, или моё мнение, если хочешь. В наше время ведь не запрещено иметь своё собственное мнение?) К тому же мнению свойственно меняться, оно не статично.
Мне интересно разбирать разные точки зрения и радостно находить свою собственную. Не терплю навязывания чужого мнения как единственно верного и неоспоримого - ну, это странно как ни посмотри, все мы разные и видим своё. И да, образовательная система очень грешит этим навязыванием, мне известны случаи использования в учебниках теорий, опровергнутых учёными давным-давно( Дарвинская, например, сам Дарвин и усомнился в ней при жизни, а мы наблюдаем эти картинки на полном серьёзе в учебниках. Могу развить тему или привести ещё примеры, если нужно), как достоверное знание до сих пор. Конечно, мне встречались такие случаи в истории, в биологии, насколько помню. Но сам факт бросает тень недоверия и на всё остальное. Потому предпочитаю тщательно изучать каждое мнение.
Сейчас исследую влияние авторского мирровоззрения, опыта, времени на произведение и персонажей, т.е. моделирую предполагаемое (насколько оно в моих сил, само собой, погрешность всё равно колоссальная..) и со стороны читателя "того времени" и "настоящего". Сложно сказала?(
Ну, и сверяю получившееся представление с уже существующими на данный момент (насколько возможно). Думаешь, занимаюсь ерундой?) Но мне, правда, интересно самой поисследовать и поизучать. К тому же оно не официально, а для себя х)
В данном случае предприняла попытку посмотреть на повесть глазами христианина. И тут, правда, для меня многое очевидно)
Если говорить о религии - да, ты права абсолютно. Но Гоголь все-таки во многом реалист, и оценивать его нужно с позиций зарождающегося, тихого-тихого еще реализма, когда люди старательно выписывали жизнь, как они ее видели.
Я сейчас на работе, так что нормальный комментарий завтра напишу или сегодня ночью.
И по религии и литературе, если интересно, был такой странный товарищ, фамилию не помню, но поищу, он проанализировал всю школьную программу с т.з. официальной линии РПЦ, так у него получилось, что читать ничего нельзя, он отобрал в новую школьную программу произведения тех же периодов, что и изучаемая в школе классика, но настолько слабых в литературном плане (ну... чуть утрированно, но это все равно что заменить Маркеса с "100 лет одиночества" на "50 оттенков серого"), массовых, простеньких, специально, чтобы детки не думали, вот есть одна православненькая линия - и хорошо...
У меня буква а западаетФеномен маленького человека в литературе - это такая хорошая тема! Про "гамлетов" и "гамлетиков" еще можно поговорить,когда к 20 веку этот феномен переродился в уничижение, презрительное отношение к "негероическому" герою.
Ладно, пошла работать, а то мне плохо будет